«Костюмированная игра „ — так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay « (Costumed Play) . В первом приближении многие склонны относить косплей к бал — маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению, что аниме — это «японские мультики «, а манга — «детские комиксы «. Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме. Косплей — это своеобразный «театр «персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т. д.) . Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж. Зарубежные косплееры утверждают : «Ты должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего персонажа, ты — это он! “. Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное соответствие своему персонажу, желание «вызвать «его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле. Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом) . Так как аниме — фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения. Во второй половине 1980- х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей — конов ), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме — конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм — производителей костюмов и атрибутики для косплея. В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме. Российский косплей все еще находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России. Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения. В то же время нередко сказывается историческая разобщенность российского аниме — фэндома и участников ролевых игр на местности. Представители ролевого движения, как правило, непосредственно знакомы с технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики принимают участие в косплее. Разобщенность сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри них. Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на минимальный уровень праздничных мероприятий, способных показать массовость явления косплея и стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились определенных успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных выступлений на городских праздниках, участия в телепередачах. К счастью, в аниме — косплее за последнее время наметились существенные сдвиги, которые не могут не радовать. Повышается и уровень сложности костюмов, и уровень организации косплей — вечеринок … Не исключено, что мы находимся на грани большого косплеерного прорыва. Важно лишь, чтобы развитие было поступательным, а обмен опытом — постоянным.
|