История манги Слово «манга» стало достоянием активного запаса русского языка только в последние десятилетия XX века. Даже сегодня вам не удастся найти этого слова в авторитетных толковых словарях общего употребления. И только специализированные источники помогут дать чёткое определение манга. Следует сказать, что слово «манга» в русском языке не склоняется, как и слово «аниме». Так что говорить «я читал эту мангу» — неграмотно. Слово «Манга», было введено в японский язык знаменитым художником Кацусика Хокусаем. Случилось это в 1815 (по другим данным — в 1814) году. Слово объединяет два китайских иероглифа: "ман" ("неряшливый") и "га" ("картинка"). Подумайте только, Пушкин ещё не окончил Царскосельский Лицей, Байрон ещё не написал своих лучших произведений, Наполеон готовился к битве при Ватерлоо… А Кацусика Хокусай уже дал названия своим «забавным картинк Но специалисты утверждают, что манга как явление гораздо старше. Изображения, отдалённо напоминающие современную манга, находят в гробницах древних японских правителей. Но «авторский патент» на создание «неряшливых картинок» принадлежит буддийскому монаху Каккую (по другим данным Тоба), жившему в XII веке. Его кисти принадлежат четыре свитка, известные как «Весёлые картинки из жизни животных». На них изображена последовательность нарисованных тушью изображений, на которых монахи попадают в различные ситуации, нарушая устав, а животные аллегорически изображают людей. Сейчас эти свитки почитаются как реликвия, и хранятся в монастыре, в котором жил Каккуя. Особенность японской письменности в значительной мере способствовала развитию иллюстрации как средства передачи информации. Дело в том, что своя письменность в Японии появилась достаточно поздно, а до этого использовались китайские иероглифы, достаточно сложные для восприятия. Так, например, человек, не посвященный в особенности медицинской терминологии, просто не сможет прочитать фармацевтический текст, а медик ничего не поймёт в пояснительной записке строителя. Вот, чтобы привести всех к общему знаменателю, не тратя лишнее время на выведение иероглифов, иногда было проще нарисовать на полях. Бурное развитие манга получила в начале XX века. Конечно, следует отметить, что американские и европейские комиксы захватили рынок несколько раньше. Не то было время в Японии, чтобы тратить бумагу и средства производства на массовую печать развлекательной литературы… Так что первые шаги в новом столетии обожаемая нами техника рисования сделала, опираясь на силы энтузиастов. Ближе к сороковым годам, когда манга уже завоевала популярность в массах, её активно использовали пропагандисты, как эффективное средство воздействия на умы. Некоторое время манга была схожа по стилю и тексту с западными комиксами. Но этот зародышевый этап она прошла достаточно быстро… Тезука Осаму, иначе именуемый «Бог манга», стал тем человеком, который вывел искусство «нелепых картинок» на мировой простор. Его творение «Могучий атом», увидевшее свет ещё в сороковых годах стало одним из тех шедевров, которые изменили общественное представление о манга, сделав его уже не только средством развлечения, но и полноценным искусством. Кстати, в 1960 году это произведение было экранизировано в США (читай — на территории противника), получив при этом название «Astro Boy». В 1947 году Осаму опубликовал вторую из своих самых известных работ: «Новый остров сокровищ». Эта манга продемонстрировала потенциал, скрытый в рисунках тушью. Здесь мангак предъявил общественности не только острый и лихо закрученный сюжет, но и ряд графических решений, выводящих манга в один ряд с кинематографическими произведениями. Тем не менее, манга всё ещё воспринималась как «дестко-развлекательное» искусство. Манга сегодня — это интенсивно развивающаяся индустрия. Каждый год в Японии производится 4,5 миллиарда единиц печатной продукции. Существенную долю этого продукта составляет именно манга, ставшая одним из наиболее популярных способов скрасить досуг для японцев, и всё более и более проникающая в Европу, Америку, ну и Россию, разумеется. Манга печатается в периодических журналах, но самые популярные произведения издаются повторно образуя, подчас, несколько толстенных томов. Кроме того, манга играет очень важную роль в индустрии аниме. Экранизируются только самые успешные проекты, прошедшие уже испытание читательским интересом. Таким образом, манга становится испытательным полигоном. И на этом полигоне происходят не только сражение профессиональных мангаков за успех и признание, но и совершенствование любителей. Именно из произведений художников-любителей пришли некоторые наши самые любимые герои аниме.
|